Чем отличается профессиональное образование от профессионального обучения

Полезная информация по теме: "Чем отличается профессиональное образование от профессионального обучения". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Профессиональное образование

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование (обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, подготовки специалистов среднего звена);
  • высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование — специалитет, магистратура;
  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализуются в образовательных организациях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Студенты и учащиеся федеральных государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств федерального бюджета , обеспечиваются стипендиями. Минимальный размер федеральной стипендии для обучающихся по программам среднего профессионального образования (в декабре 2014 г.) — 487 руб. в месяц. Этот норматив определяется с учетом уровня инфляции.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Профессиональное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Профессиональное образование

Профессиональное образование (начальное профессиональное образование) является начальной ступенью профессионального образования. Оно направлено на подготовку квалифицированных рабочих , как правило, на базе основного общего образования. Профессиональное обучение и подготовка по ряду профессий может вестись только на базе среднего (полного) общего образования. Образовательные программы для желающих получить начальное профессиональное образование на базе основного общего образования отличаются от программ, рассчитанных на учащихся, получивших среднее (полное) общее образование.

В стране функционируют около 3 911 образовательных учреждений, в том числе негосударственных, предлагающих программы (начального) профессионального образования. Численность учащихся составляет 1 694 000 человек. Прием в образовательные учреждения (начального) профессионального образования, как правило, не предусматривает сдачу вступительных экзаменов.

Различают два вида профессионального образования:

Во-первых , профессиональное образование предлагают учебные заведения профессионального образования, которые называются профессиональные училища . Образовательные программы этих учебных заведений направлены на освоение профессиональной квалификации и в основном охватывают предметы профессиональной подготовки. Продолжительность обучения по этим образовательным программам составляет:

От 1 до 2.5 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе);

От 1 до 1.5 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе).

После успешного прохождения процедуры государственной итоговой аттестации выпускникам образовательных учреждений профессионального образования (профессиональных училищ) присуждаются дипломы , дающие им право работать по профессии. Такой диплом также дает право держателю получить высшее образование неуниверситетского уровня (в случае, если обучение ведется по тому же самому профилю, продолжительность обучения может быть сокращена), однако этот тип профессионального образования не дает право поступления на программы высшего образования университетского уровня.

Второй тип профессионального образования предлагается учебными заведениями профессионального образования, которые называются профессиональные лицеи. В этих учебных заведениях образовательные программы, помимо компонента профессионального образования, включают общеобразовательный компонент (образовательную программу десятого и одиннадцатого классов средней общеобразовательной школы). После успешного прохождения процедуры государственной итоговой аттестации выпускникам профессиональных лицеев присуждаются дипломы, дающие им право не только работать по профессии, но и подтверждающие получение среднего (полного) общего образования. Такой диплом дает держателю право поступления в образовательные учреждения высшего образования университетского уровня (в случае, если обучение ведется по тому же самому профилю, продолжительность обучения может быть сокращена).

Продолжительность обучения в профессиональном лицее составляет:

Не менее 3 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе);

От 1 до 1.5 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе).

Чем отличается профессиональная подготовка, переподготовка от повышения квалификации работника?

Тема 13

4. Составьте список категорий работников, которых работодатель обязан направлять на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования. Результаты оформите в виде таблицы с указанием федерального закона.

Муниципальное медицинское учреждение «Физиотерапевтическая поликлиника» (далее ― ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника») обратилось в суд с иском к Анохиной И.В. о взыскании денежных средств, затраченных на ее обучение по ученическому договору.

Из материалов дела следует, что в соответствии с ученическим договором от 1 сентября 2010 г., заключенным между ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» и Анохиной И.В., работодатель принял на себя обязательства по обеспечению профессиональной подготовки по специальности «Физиотерапия» на базе Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Росздрава. Работник обязался освоить образовательную программу в соответствии с требованиями учебного процесса в срок с 6 сентября 2010 г. по 18 ноября 2010 г., а после окон-чания обучения, сдачи экзамена и получения документа установ-ленного образца отработать в ММУ «Физиотерапевтическая по-ликлиника» 3 года.

30 сентября 2011 г. Анохина И.В. уволена на основании личного заявления по собственному желанию (приказ от 28 сен-тября 2011 г. № 232-л).

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2012 г. исковые требования удовлетворены. С Анохиной И.В. в пользу ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» взысканы денежные средства, затраченные на обучение в полном размере. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 апреля 2012 г. решение суда первой инстанции отменено; по делу приня-то новое решение, которым в удовлетворении иска отказано, так как в данном случае имело место не профессиональное обучение Анохиной И.В. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, а повышение квалификации работника.

Читайте так же:  Право на ознакомление с материалами административного дела

Чем отличается профессиональная подготовка, переподготовка от повышения квалификации работника?

Профессиональная подготовка предполагает обучение поступающего на работу или работника профессии — получение им знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Профессиональная подготовка рабочих может осуществляться на основе ученического договора с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации, в учреждениях начального профессионального образования.

Задачей начального профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих по всем профессиям на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям — на базе среднего (полного) общего образования.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) формам, быть курсовым (групповым) или индивидуальным, включать в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку. Обучение заканчивается аттестацией, форма которой определяется учебной программой.

Переподготовка (переобучение) работников — получение новой специальности. Она организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства[1] .

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется прямо на предприятии (конечно, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение —увольнение с предприятия).

Переподготовка на предприятии широко практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.).

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессиональным продвижением рабочих, а основная ее форма — обучение смежным и вторым профессиям.

Виды повышения квалификации

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 355 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?

Дополнительное образование отличается от основного образования прежде всего тем, что оно дополнительное. Его получают, имея за «плечами» оконченную среднюю школу. Оно не является обязательным для всех граждан, но может быть обязательным для отдельных должностей. Так по ряду специальностей требуется регулярное (например, раз в 3 или 5 лет) повышение квалификации.

Образование отличается от обучения обязательной итоговой аттестацией и наличием лицензии у учебного заведения. Если процесс обучения завершается выдачей сертификата или свидетельства об обучении, то по итогам образовательного курса Вы можете рассчитывать на получение сертификата или диплома, в зависимости от объёма академических часов. Исключение составляют образовательные программы продолжительностью менее 16 часов – в этом случае удостоверение и тем более диплом не положены по законодательству.

Законодательством установлены два вида дополнительного образования:

  1. дополнительное образование,
  2. дополнительное профессиональное образование.

Важнейшие отличия между этими видами:

  • дополнительное образование может получить любой «человек с улицы», а дополнительное профессиональное образование — только имеющий высшее либо средне-специальное образование,
  • программы дополнительного образования разрабатываются учебными заведениями на свой вкус и редко регламентируются нормативными актами. Исключение составляют учебные программы, связанные с обучением охране труда и безопасности деятельности в различных сферах. Наоборот, программы дополнительного профессионального образования почти всегда жёстко регулируются законодателем,
  • по итогам дополнительного образования не присваивается ни новая специальность, ни новая квалификация, не обязательно присвоение новой компетенции. По итогам дополнительного профессионального образования строго обязательно присвоение новой квалификации или новой компетенции,
  • по итогам дополнительного образования выдаётся простое удостоверение, а по итогам дополнительного профессионального образования — удостоверение о повышении квалификации (до 249 академических часов) либо диплом о профессиональной переподготовке (не менее 250 академических часов).

Дополнительное образование бывает как для взрослых, так и для детей. Дополнительное профессиональное образование чаще всего предназначено только для совершеннолетних лиц.

Поступающему на курсы очень важно обращать внимание не на рекламные статьи учебных заведений, а на текст договора на обучение. Если целью обучения является повышение квалификации, профессиональная переподготовка, приобретение новой специальности, компетенции, то в договоре на обучение должны быть слова о том, что слушатель по итогам обучения в случае успешной аттестации получит удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Так, например, в договоре СПбГАСУ на дистанционное обучение по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками» чётко сказано, что данное обучение осуществляется по программе повышения квалификации. Если же в договоре нет таких слов, значит, Вас пытаются подписать на мало что значащий в карьерном плане курс дополнительного образования.

Ссылка на эту страницу:
(поставьте на своём сайте/блоге, чтобы повысить свою статью в поисковых системах)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • классификацию программ профессионального обучения;
  • • особенности реализации программ профессионального обучения;
  • • требования к реализации программ профессионального обучения;
  • • понятие и требования к проведению квалификационного экзамена в профессиональном обучении;
  • • относить программы профессионального образования к тому или иному виду;
  • • различать программы профессионального обучения и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

• навыками применения норм законодательства о профессиональном обучении в правоприменительной практике.

[2]

Виды программ профессионального обучения и особенности их формирования

Наиболее существенной особенностью профессионального обучения как вида образования является то, что законодательством не установлены требования к образовательному уровню лиц, которые могут быть допущены к освоению данного вида программ. Иначе говоря, для того чтобы осваивать рассматриваемые программы, не обязательно иметь вообще какое- либо образование, в том числе и общее. Данная норма прямо предусмотрена и. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292, согласно которому к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Читайте так же:  Порядок привлечения к административной ответственности кратко

Несмотря на это обстоятельство, в литературе существуют и иные мнения. Так, В. И. Шкатулла утверждает, что «право на профессиональную подготовку возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование» [1] . К сожалению, данное утверждение не сопровождено автором ни ссылками на действующее законодательство, ни какими-либо аргументами, поэтому сложно судить, на чем оно основано.

Программы профессионального обучения играют важную социальную роль, так как позволяют практически любому лицу получить профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Освоение данных программ является также доступным вариантом продолжения обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), получивших после окончания общеобразовательной организации свидетельство об обучении, не подтверждающее получение основного общего образования.

Еще одной особенностью профессионального обучения является то, что освоение данных программ не сопровождается изменением уровня образования выпускника (ч. 1 ст. 73 Закона об образовании). Иными словами, если к освоению какой-либо программы приступило лицо, имеющее основное общее образование, то после окончания этой программы уровень образования такого лица останется прежним — основное общее образование. Не случайно профессиональное обучение — это единственный вид образования, в наименовании которого слово «образование» отсутствует. Отчасти программы профессионального обучения условно можно сравнить с программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих), если из них изъять курсы, модули, дисциплины, направленные на формирование общекультурных компетенций.

Части 2—4 ст. 73 Закона об образовании выделяют следующие виды программ профессионального обучения:

  • • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (реализуются для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего);
  • • программы переподготовки рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности);
  • • программы повышения квалификации рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки рабочих и служащих следует отличать от имеющих схожие наименования программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Напомним, что к освоению последних в соответствии с ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Несмотря па сходство в наименовании, это разные программы.

Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Также по данным профессиям и должностям могут устанавливаться квалификационные разряды, классы, категории. При этом спектр возможных разрядов, классов, категорий является различным для каждой профессии или должности. Так, например, по профессии «дворник» предусматривается только один квалификационный уровень, а, например, для профессии «водолаз» предусматриваются квалификационные уровни от 4 до 8.

Программы профессионального обучения могут быть освоены в различных формах получения образования и обучения, предусмотренных законодательством. Для организаций, реализующих данные образовательные программы, ч. 6 ст. 73 Закона об образовании предусматривает отдельную разновидность организации, осуществляющей образовательную деятельность, — учебный центр профессиональных квалификаций. Данный центр может быть создан либо как самостоятельное юридическое лицо, по сути, практически в любой организационно-правовой форме, в том числе и коммерческой организации, так и как структурное подразделение юридического лица. Правовой статус такого центра, созданного как самостоятельное юридическое лицо в форме некоммерческой организации, до недавних изменений в Закон об образовании являлся не совсем ясным, так как ст. 23 Закона не предусматривала такого типа образовательной организации. В действующей редакции Закона образовательные организации, реализующие в качестве основной цели своей деятельности программы профессионального обучения, относятся к профессиональным образовательным организациям.

Кроме этого, программы профессионального обучения могут реализовываться непосредственно на производстве. Это фактически прямое указание на нормы гл. 32 ТК РФ об ученическом договоре. Статья 202 ТК РФ, говоря об организационных формах ученичества, закрепляет, что оно организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Также согласно ч. 6 ст. 73 Закона об образовании профессиональное обучение может быть получено в форме самообразования. Часть 5 ст. 73 Закона устанавливает ряд гарантий по предоставлению профессионального обучения. Оно предоставляется бесплатно:

  • • в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования;
  • • пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;
  • • иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

К таким случаям относится, например, бесплатное предоставление профессионального обучения:

  • • лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего или среднего общего образования (ч. 9 ст. 79 Закона об образовании);
  • • инвалидам (ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • • гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы но достижении ими предельного возраста нребывани я на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  • • Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»).
Читайте так же:  Положительное заключение государственной экспертизы сметной документации

В целом законодательство не устанавливает требований к продолжительности программ профессионального обучения. Так, в ч. 8 ст. 73 Закона об образовании закрепляется, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Например, приказом Минтруда России от 14.07.2015 № 457н утвержден профессиональный стандарт «Зуборезчик». Для осуществления такой его трудовой функции, как «предварительное нарезание наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен, зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках», зуборезчик должен уметь выполнять технологические регламенты предварительного нарезания наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен и зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках; читать кинематические схемы машин и механизмов и т.д. Соответственно, при разработке и утверждении программы профессионального обучения по данной профессии необходимо предусматривать формирование данных умений.

Частью 9 ст. 73 Закона об образовании установлено, что типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются Минтрансом России.

Есть и другие исключения. Например, приказом Минтранса России от 17.07.2014 № 188 утверждены типовые основные программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, которые в том числе устанавливают и требования к продолжительности реализации данных программ профессионального обучения.

Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» специальные требования установлены к прохождению профессионального обучения по профессии «водитель автомобиля» для получения права на управление транспортными средствами.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно посмотреть на определения профессионального образования и профессионального обучения.

Часть 1 и часть 2 статьи 73ФЗ «Об Образовании»дают определение профессионального обучения, которое направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Таким образом, профессиональное обучение — это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня(например, в форме прохожденияпрограмм повышения квалификации рабочих и служащих).

Профессиональному образованию посвящена глава 8 ФЗ «Об Образовании», в него включаются высшее образование и среднее профессиональное образование. Под профессиональным образованием понимается овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В результате такого образования происходит повышение образовательного уровня и присваивается новая квалификация (профессиональная/бакалавр/специалист/магистр).

Таким образом, педагог профессионального обучения подготовлен к работе в сфере профессионального обучения (программ профессиональной подготовки или переподготовки), а педагог профессионального образования в сфере профессионального образования (организации начального и среднего профессионального образования, а также высшего образования)

Статус педагога образовательного учреждения не является определяющим для прохождения переподготовки, важен уровень образования. Правом на прохождение программы профессиональной переподготовки, согласно п.3 ст. 76 ФЗ-273 «Об Образовании» обладают лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, независимо от основного образования. Таким образом, любой педагог, независимо от образовательной организации, в которой он работает, и наличия педагогического образования, может пройти переподготовки по любой из этих двух программ.

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

Чем отличается профессиональное образование от профессионального обучения

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Вопросы и ответы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Профессиональное обучение персонала

Профессиональное обучение-это систематический процесс формирования у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.

Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей.

Законодательство (Кодекс о труде) определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он (работодатель) проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждения начального, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение — процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.

Профессиональное обучение персонала обеспечивает:

1. Первичную профессиональную подготовку работников (получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими рабочей профессии или специальности, обеспечивающей соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной деятельности).

Читайте так же:  Справка лица осуществляющего отчуждение жилого помещения образец

2. Переподготовку (профессионально-техническое или высшее образование, направленное на овладение другой профессией (специальностью) работниками и специалистами с высшим образованием, которые уже освоили первичную подготовку в ПТУ или ВНЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Повышение квалификации (обучение, направленное на развитие и усовершенствование знаний, умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловленное постоянным изменением содержания труда, усовершенствованием техники, технологии, организации производства и должностных перемещений.) Как правило, повышение квалификации проводится с отрывом от работы до 3 недель или частичным отрывом до 6 месяцев.

Составление плана повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала предприятия предполагает ряд последовательных действий как специалиста по обучению, так и линейных менеджеров (руководителей предприятия и руководителей структурных подразделений).

Производится разделение персонала на три основные группы:

— не нуждающиеся в повышении квалификации;

— требующие систематического переобучения и пе­реподготовки через определенные (фиксированные) периоды времени (обычно 1-5 лет);

— нуждающиеся в разовом обучении (новые работники, работники с адекватный профессиональным уровнем и т. д.).

Далее разрабатывается форма обучения на избранный период (1-5 лет).

Схема процесса профессионального обучения:

1. Описание производственной функции на основе аттестации рабочего места.

2. Оценка работника, осуществляющего данную функцию на основе его аттестации.

3. Обсуждение работником требований, которые он предъявляет к обучению.

4. Анализ особенностей производственных функций с точки зрения требований к обучению.

5. Определение целей и задач обучения.

6. Установление сроков и формы обучения (с от­рывом, без отрыва от производства).

7. Последовательная разработка общих разделов, тем и вопросов учебной программы персонал-менеджерами, ответственными за обучение, или приглашен­ными специалистами.

8. Выбор метода и вида обучения, в зависимости от выделенной темы.

9. Определение количества учебных часов по каждой теме в рамках общей продолжительности обучения.

10. Подбор преподавательского состава исходя из тематики учебной программы, определение количества учебных часов для каждого преподавателя.

11. Составление сметы затрат на обучение (оплата труда преподавателей и других расходов на обучение).

12. Установление места, времени и ежедневной про­должительности обучения.

13. Согласование и утверждение учебной программы.

14. Подготовка вспомогательных учебных материалов.

Ключевым этапом является определение потребностей организации в области профессионального развития (см. тему 6: Планирование и формирование персонала).

Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необхо­димых профессий и специальностей определяются работо­дателем с учетом мнения представительного органа работ­ников (профсоюзов).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8280 —

| 7912 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке — диплом о переподготовке.

Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):

1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;

2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;

3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

[1]

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 18.06.2019

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Профессиональное обучение. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАБОТНИКОВ (ЛИЦ, ИЩУЩИХ РАБОТУ)

1. Виды образования и образовательные программы, по которым осуществляется подготовка работников (лиц, ищущих работу) >>>

Читайте так же:  Реструктуризация кредита в ренессанс кредит физическому лицу

1.1. Профессиональное обучение >>>

1.2. Профессиональное образование и его уровни >>>

1.3. Дополнительное профессиональное образование >>>

2. Организационные формы ученичества >>>

Виды образования и образовательные программы, по которым осуществляется подготовка работников (лиц, ищущих работу)

Работодатель в зависимости от своей потребности вправе заключить с работником или лицом, ищущим работу, ученический договор о прохождении профессионального обучения, получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования (ч. 1 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).

Отдельным категориям работников работодатель обязан предоставить возможность пройти профессиональное обучение либо получить дополнительное профессиональное образование (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). К таким категориям, в частности, относятся:

[3]

— медицинские работники (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);

— гражданские служащие (п. 2 ч. 16 ст. 48, ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ);

— нотариусы, стажеры, помощники нотариусов (ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Условия и порядок получения образования необходимо закрепить в коллективном договоре (соглашениях, трудовом договоре) (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). При выборе форм подготовки работников и составлении перечня необходимых профессий и специальностей работодатель должен учесть мнение профсоюза (ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Порядок учета мнения профсоюза установлен ст. 372 ТК РФ.

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение проводится по основным образовательным программам профессионального обучения и не сопровождается изменением уровня образования. Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые, служебные функции (определенные виды трудовой, служебной деятельности), работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами (п. 13 ст. 2, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ)).

Перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется подготовка, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.

По окончании профессионального обучения работникам (лицам, ищущим работу) присваиваются квалификационные разряды, классы, категории по профессии рабочего или должности служащего. Такой вывод следует из ч. 1 ст. 73 Закона N 273-ФЗ.

Профессиональное обучение проводится в организациях (у индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации на производстве. Профессиональное обучение может проходить и в форме самообразования (ч. 3 ст. 32, ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).

Работодатели — юридические лица также вправе проводить обучение самостоятельно. Они могут создавать учебные центры в форме структурных подразделений. Это следует из ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ.

Для того чтобы проводить обучение самостоятельно, работодателю необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это следует из ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ, п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ).

Исходя из анализа ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ, п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензию не требуется получать:

— индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют образовательную деятельность без привлечения педагогических работников;

— частным образовательным организациям, находящимся на территории инновационного центра «Сколково» (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»).

Как получить лицензию на осуществление образовательной деятельности

Профессиональное обучение осуществляется по следующим программам (п. 3 ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ):

— программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Такие программы предназначены для лиц, которые раньше не имели профессии рабочего или должности служащего (ч. 2 ст. 73 Закона N 273-ФЗ);

— программы переподготовки рабочих, служащих. Данные программы рассчитаны на лиц, которые уже имеют профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего и предполагают получение новой профессии рабочего или должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (ч. 3 ст. 73 Закона N 273-ФЗ);

— программы повышения квалификации рабочих, служащих. Эти программы применяются при обучении лиц, которые уже имеют профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, и направлены на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности без повышения образовательного уровня (ч. 4 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).

По завершении профессионального обучения организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит квалификационный экзамен. К его проведению привлекаются представители работодателей, их объединений (ст. 74 Закона N 273-ФЗ). Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Такой вывод следует из п. 2 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ.

Образец документа о квалификации организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает самостоятельно (ч. 3 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8825 —

| 7180 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  2. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  3. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  5. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
Чем отличается профессиональное образование от профессионального обучения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here