Чем отличается нормативно правовой акт от ненормативного

Полезная информация по теме: "Чем отличается нормативно правовой акт от ненормативного". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

27 июня 2012 года в Высшем Арбитражном Суде РФ будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта

Сообщается, в частности, что арбитражные суды определяют нормативный характер правового акта исходя из его содержания и направленности, полномочий принявшего его органа. Признаки, характеризующие содержание акта, являются приоритетными по отношению к тем, которые определяют его форму. Как отмечается в ряде постановлений Президиума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону; при этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

По мнению ВАС РФ, наиболее существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:

— устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;

— адресован неопределенному кругу лиц;

— рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).

В представленной справке дается характеристика правового акта на примере лесохозяйственного регламента, а также рассматриваются вопросы, касающиеся полномочий суда вносить изменения в нормативный или ненормативный правовой акт.

Ненормативный акт общего характера

Ненормативный акт общего характера — разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретными обстоятельствами. Ненормативный акт общего характера вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей всех лиц, связанных с конкретными обстоятельствами.

Ненормативный акт общего характера иногда называют сокращенно как НАОХ.

Разъяснение

Ненормативный акт общего характера представляет собой результат реализации норм права. Примеры НАОХ — решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок, решение налогового органа по результатам налоговой проверки.

В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996, разъясняется:

«. от норм права следует отличать ненормативные акты общего характера. Они создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным исполнением (например, решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок и т.п.).».

Статья 13 ГК РФ определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На сайте ФНС России разъясняется:

Исходя из общей теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленным федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами правилам и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким субъектам (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности).

[1]

В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны. Зачастую ненормативный правовой акт также называют правовым актом индивидуального характера.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, то есть его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм и не направлены на неоднократное применение.

Можно сформулировать следующие отличительные признаки ненормативного правового акта:

— ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права по организационно-распорядительным вопросам;

— властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц;

— обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта;

— ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер;

— форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Предметом разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, то есть власти и подчинения.

При этом, ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта, в случае, если, по мнению заявителя, такой ненормативный правовой акт незаконно возлагает какие-либо обязанности либо создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дополнительно

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Индивидуальный правовой акт — разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Читайте так же:  Площадь помещений для теоретических занятий различной направленности

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

[2]

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Чем отличается нормативно правовой акт от ненормативного

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Чем отличается нормативно правовой акт от ненормативного

Разграничение нормативных правовых актов (далее — НПА) и индивидуальных правовых актов (далее — ИА) проводят по нескольким критериям:

1) неконкретность адресата НПА (распространяется на персонально неопределенный круг лиц) и персонифицированность адресата ИА (принимается в отношении конкретного физического или юридического лица или конкретной группы таковых);

2) НПА сохраняют свое действие независимо от однократного исполнения, обладают способностью к многократной реализации, а ИА — это правовык акты однократного действия (полное, надлежащее выполнение предписаний ИА прекращает возможность выполнения его же в будущем (другое дело, что во времени этот процесс может быть растянут));

3) НПА направлены на создание общих модели поведения людей, организаций, органов публичной власти, или на изменение этих моделей, или на отказ от этих моделей, а ИА разрешают, обязывают или запрещают конкретные модели поведения определенных лиц применительно к фактическим обстоятельствам в конкретном правоотношени;

4) как правило, ИА формируются на основании и во исполнение норм и нормативных обобщений, закрепленных в НПА, опосредуя их действиеприменительно к конкретному правоотношению.

Конечно, это только общие критерии для отграничения НПА и ИА и для разграничения конкретных актов следует анализировать их в комплексе, обращая внимание на то, что на практике порой принимаются «смешанные» акты, содержащие как общие, так и индивидуальные предписания. Кроме того, в правовом акте нормативность или индивидуальность предписания может быть неявной и требовать самостоятельной интерпретации.

Процессуальное значение данного разграничения таково:

2) для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ИА установлен 3-х месячный срок со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Для оспаривания же НПА такой срок не устанволен

3) есть специфика и в содержании заявлений об оспаривании НПА (см. ст. 193 АПК РФ) и ИА (см. ст. 199 АПК РФ)

4) Согласно части 4 статьи 195 Кодекса решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия. НПА или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статьи 195 АПК).

Читайте так же:  Существенные условия лицензионного договора на программное обеспечение

5) по делам об оспаривании НПА не может быть применена такая обеспечительная мера, как приостановление действия оспариваемого акта, а по оспариванию ИА — может.

6) НПА признается в решении суда недействующим, а ИА признается недействительным

7) Решение суда по делу об оспаривании НПА вступает в силу немедленно и обжалуется в кассационном порядке, а решение суда по делу об оспарвиании ИА обжалуется в общем порядке, однако решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 339

Нормативно-правовой акт выполняет две равнозначные функции: функцию юридического источника права и функцию формы права, то есть выступает как способ существования и выражения норм права.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);

Мнение Государственного совета или аналогичного консультативного органа будет запрашиваться, когда оно является обязательным или считается удобным. Министерство президиума в целях обеспечения координации и качества регулирующей деятельности правительства будет анализировать следующие аспекты.

Состав органа, ответственного за выполнение этой функции, а также его метод вмешательства в процедуру будут определяться правилами. Отчет об анализе нормативного воздействия, отчеты и мнения, собранные для его обработки, а также все опубликованные исследования и вопросы и другие предпринятые действия будут храниться в соответствующем административном файле в электронном формате.

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты:

а) вид акта (закон, указ, постановление);

б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти)?

Вступление в силу Правил дает ему полную эффективность правовой нормы и, следовательно, определяет действия Администрации, которые ее продиктовали, что не может прекратить ее применять. В отношении этого вопроса Доктрина разъяснила, что администрация может, поскольку она обладает этой компетенцией, отменить Положение или изменить его, но недопустимым является так называемое исключительное отступление от него, то есть власть прекратите применять его к конкретному случаю; принцип законности и равенства противоположен этому в том смысле, что привилегия будет предоставлена ​​в конкретном предположении о неприменимости, а с другой стороны, о требовании принципа законности, которое должна соблюдать Администрация, и которая включает в себя не только норма юридического ранга, но и нормативная.

в) заголовок (некоторые акты, напр. , распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются без заголовка);

г) дата принятия акта;

е) сведения о должностном лице, подписавшем акт»;

5) публикуется в официальньос специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца (в Украине законы публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины», газетах «Голос Украины» и «Юридичний вюник УкраГни»; постановления Кабинета Министров — в «Собрании постановлений правительства Украины» и газете «Уря-Довий кур»ер»; законы и подзаконные акты — в журнале «Оф1-Щйний в1сник Украти»).

Механизмы контроля, установленные для того, чтобы требовать соблюдения Правил закона, — это, прежде всего, возможность того, что Администрация, которая его выдала, будет запрашивать ее недействительность посредством официального рассмотрения, разрешенного Это требует предварительного и благоприятного мнения Государственного совета, когда Постановление отклоняется недействительным в соответствии с положениями статьи 2 указанного Закона.

Но более выраженный механизм реакции для борьбы Положения является административной привлекательностью, которой она подвергается судам этой юрисдикции законности Правил. Эта проблема может быть сделана непосредственно, то есть путем подачи апелляции на Правила в сроки, установленные для такого процесса, начиная с публикации Положения, то есть за два месяца после публикации, в соответствии с положениями, Указанная прямая апелляция признается в статье 25 указанного Процессуального закона.

Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.

Правовые акты главы государства, подлежащие в соответствии с конституцией подписанию главой правительства или министром (скрепляются подписями соответствующих должностных лиц с определением их реквизитов:

В случае косвенного вызова, когда орган юрисдикции, компетентный рассматривать жалобу, поданную против конкретного акта заявления по данному вопросу, не имеет объективной юрисдикции для рассмотрения общих положений Администрации, которые утвердили Правила, указанный орган должен, если он рассматривает решение и аннулирует акт подачи заявления о неправомерности Положения, поднимает вопрос о незаконности общего правила в компетентном суде для рассмотрения прямого обращения в нарушение Регламента; вопрос о незаконности, который будет регулироваться в соответствии со специальной процедурой, которая регулируется статьями 123 и последующим процессуальным законом.

название должностей и имен этих должностных лиц) называются контрассигнованными актами. См. о них подробнее в § 10 «Понятие подзаконного нормативно-правового акта».

Раздел IV. Теория л^я-|

Основные структурные элементы нормативно-правового акта:

1. Преамбула — вступительная часть, бесстатейное (не со-» держащее норм права) общее введение, в котором дается обоснование закона, определяются цели, задачи и порой формулируются исходные мировоззренческие положения. Сейчас преамбулы в законах встречаются редко;

В обоих случаях заявление о недействительности Регламента имеет последствия для всех, и постановление перестанет оказывать какое-либо влияние без ущерба для тех, которые уже исчерпали свою эффективность. Регулирующему органу Администрации требуется предварительное юридическое разрешение. Именно закон определяет степень администрирования для диктата законов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для обеспечения желаемых юридических последствий административные акты должны соответствовать определенным условиям. Эти условия сформулированы в АПК, и их отсутствие определяется как правовая основа для их отзыва. Действие должно быть выдано компетентным органом.

2. Пункты, статьи — содержат исходные единицы нормативно-правового акта — нормативные предписания. Через нормативное предписание статья соотносится с нормами права.

Статьи могут подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты. И статью, и части, из которых она состоит, принято обозначать сокращенно начальными буквами: статью — «ст.», а части (абзацы) статей — «ч.». Статьи в законах нумеруются, нередко нумеруются и части (абзацы) статей, тогда они, как правило, называются пунктами;

Он должен быть сформулирован в форме, установленной законом. Придерживайтесь административных правил производства. Быть законным по существу, т.е. обосновать основные положения. Быть в соответствии с целью закона. Отсутствие только одного или нескольких из этих условий приводит к недействительности или уничтожению акта. Это действие становится недействительным, поскольку оно не приводит к каким-либо юридическим последствиям или оно может быть отменено и юридические последствия устранены. В этом смысле мы говорим о порочном административном акте.

Читайте так же:  Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников полиции

3. Главы — имеются в больших по объему нормативно-правовых актах;

Разделы — объединяют главы в больших по объему нормативно-правовых актах. Возможна и иная ситуация, когда ста-тьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в главы;

5. Части — наибольшие подразделения закона, содержатся, как правило, в кодексах. Так, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс подразделяются на две части: Часть Общая и Часть Осо- бенная. ;

По юр. Форме

Мы определяем отсутствие соответствующего условия как дефекта или дефекта. Вот почему порочный поступок может быть испорчен 1 или более дефектами. Таким образом, его законность затрагивается, и это объясняется незаконными действиями. Неправомерность следует отличать от нерегулярности. Существует 2 существующих различных правовых категорий. Они также четко различаются в законодательстве, а не только в правовой доктрине. В статье 107 Конституции говорится, что КоМ отменяет незаконные и ненадлежащие действия министров.

Это положение воспроизводится в ст. 20, пункт. 6 Закона о администрации. Незаконность в первую очередь затрагивает нормативный порядок, а правильность — и другие социальные категории. Правильность связана с эффективностью, производительностью, целесообразностью и т.д. возможно, что 1 акт является законным, но не противоположным. Когда мы говорим о противоправности действий, мы имеем в виду отсутствие указанных нами условий. Отсутствие отдельных условий влияет на законно по-разному. Правовой порядок будет более радикально нарушен в случаях некомпетентности административного органа, автора административного акта.

Расположение норм права в статьях нормативно-правового акта:

1) обычно правовая норма заключена в одной статье, чем;

облегчается ее восприятие; J

2) в ряде случаев для выражения сложной нормы права требуется несколько статей;

3) иногда в одной статье содержится несколько норм права. |

В чем состоит различие между нормативным актом и иными | правовыми актами (в частности, актом толкования норм права и| актом применения норм права)? |

К примеру, вопрос о выдаче свидетельства о выдаче свидетельства об оружии министерством образования или распоряжение о роспуске гражданского брака мэром муниципалитета. Правопорядок будет менее затронут, если 1 заказ выдается административным органом без предварительного мнения другого органа, требуемого законом. Учитывая различный эффект правопорядка, мы выделяем два вида недействительности: недействительность или уничтожение.

Административных актов существует радикальное нарушение закона. Он чрезвычайно силен и влияет на основы нынешнего нормативного положения. В случае аннулированных действий существует также нарушение правопорядка, но оно менее интенсивно. К примеру, положения о выдаче соответствующего разрешения на строительство в соответствии с новым законом не соблюдаются, поэтому критерием для различия между недействительными административными актами является степень нарушения установленного правового порядка. В случае радикального нарушения мы столкнемся с ничтожестью, а в более слабой — с уничтожением.

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нор-| мы, устанавливает новые права и обязанности, которых ранее | не было, либо изменяет (отменяет) их. Иные юридические акты j не устанавливают новых норм права. Например, акт толкования! норм права дает только объяснение действующих норм.

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 341

У АР нет никаких установленных законом критериев для различения двух видов недействительности. Ситуация в законе о связи отличается. В статье 26 УПК говорится, что договоры, которые противоречат закону или обходят его, а также контракты, которые нарушают добросовестную мораль, включая контракты на неоткрытые наследства, являются недействительными.

[3]

Ни контракты, которые имеют невозможный предмет, контракты, в которых нет соглашения в форме, установленной законом, как основа, так и кажущиеся контракты, также недействительны. Ст. 27 определяет основания для отмены контрактов. Это: заключение договора неспособным или заключенным их представителем без соблюдения установленных для них требований, а также контракты, заключенные в случае ошибки, мошенничества, угроз или крайней необходимости.

2. Нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, тогда как индивидуальный акт (акт применения норм права) имеет индивидуальную направленность. Он относится к конкретному лицу или к решению конкретного юридического дела (например, повреждение насаждений запрещено — адресовано ко всем, а Указ Президента назначить какого-то» председателем областной администрации — это правовой, а не нормативно-правовой акт, ибо норм права в нем нет, т.е. нет прав и обязанностей, значит это — акт применения норм права).

  • Лазарев: НПА -акты,vcтанавливающие нормы права, вводящие их в действие,изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и кон­кретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

НПА дифференцируются в зависимости от принадлежности к той/иной отрасли права.
Другое основание деления нормативных актов — по субъектам их принятия: акты органов государства; санкционированные го­сударством акты общественных организаций; акты органов само­управления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
По способам установления – принятые государством, санкционированные государством (НПА общественных объединений, акты с предварительной санкции госва, акты с последующей санкции госва), признанные госвом.
Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. Основной критерий — юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

  • Малько: НПА – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. (. ) издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Является официальным документом, носителем юридически значимой инфы.

В отличие от НПА правоприменительнй акт: применяется именно на основе нормативного; конкретизирует норму права, содержащуюся в НПА, применительно к индивид отношениям; носит персонифицир хар-р; не является источником права и рассчитан только на однократ применение; выступает юр фактом для возникновения, изм-я, прекр-я соответ-х правоотношений. Особенности актов толкования: разъясняют смысл юрид норм; содержат конкретизирующие, а не норматив предписания; не имеют самостоят значения; не явл источником права.

Нормативные и ненормативные акты: различия

(1) по правовой природе

С точки зрения теории права, никакое правоотношение не может возникать непосредственно на основании нормы, требуется юр факт. АА – это вид юр факта, т.е. это вид основания для возникновения правоотношения. По природе это акт правоприменительный (в широком смысле; если различать правоприменение и правореализацию, то это и правореализационные тоже). Он применяет нормы права к конкретным правоотношениям, влечет возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Читайте так же:  Физические лица не являющиеся индивидуальными предпринимателями

НА – акт, влекущий установление, изменение или отмену правовой нормы, непосредственно прав и обязанностей не порождающий, никакого правоотношения не предполагается. См.: п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 и Постановление Государственной Думы ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»

Нельзя сказать, что НА только устанавливает нормы права, а ИА – непосредственно влияет на конкретные правоотношения. В определенных ситуациях мб так, что ПА не оказывается ни нормативным, ни индивидуальным, а представляет собой некое третье качество. ВОПРОС: ТАК ЧТО ЭТО ЗА СИТУАЦИЯ. СОБСТВЕННО? НА ЭТОМ ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛЕКЦИЯ ОТ 25.10, НО ЛЕКЦИЯ ОТ 01.11 НАЧАЛАСЬ С ПУНКТА ТРЕТЬЕГО СРАЗУ.

(2) по форме – нормативный акт письменный, доводится до сведения, как правило, неиндивидуально

(4) по особенностям обжалования:

— может быть обжалован любым лицом, к которому он потенциально мб применен. Нормоконтроль судов общей юрисдикции и АС шире, чем нормоконтроль КС. КС может проверить лишь конституционность акта, который применен к заявителю. А вот эти суды могут проверить НА, который мб применен в будущем к заявителю. Этой степени заинтересованности для признания акта незаконным достаточно в системе общих судов или арбитражных.

— срок обжалования нормативного акта ограничен сроками его применения к конкретному лицу, а не сроками издания; здесь некая теоретическая коллизия с принципом, когда гражданин должен быть в куре вступивших в силу НПА, но тем не менее, с практической точки зрения, предполагается, что гражданин может узнать о нарушении своих прав через некоторое время. Но можно обратиться в суд с жалобой на НА, как затрагивающий его права и законные интересы независимо от сроков вступления в силу этого НА;

— индивидуальный акт мб обжалован только тем лицом, кому он адресован. Вопрос с практической точки зрения выглядит гораздо сложнее – в определенных ситуациях другие лица тоже мб заинтересованы. Классический пример: выдано разрешение на строительство жилого дома вместо сквера в центре города. Кто может обратиться с жалобой на это административное решение? Могут ли обратиться лица, проживающие в соседних домах, или просто градозащитники, с жалобой на это административное решение, если непосредственно в отношении них оно ни прав, ни обязанностей данный акт не предусматривает? Исходя из общих пределов субъективной заинтересованности, которая требуется по положениям процессуального законодательства, в общих нормам ГПК, указывает на то, что необходима субъективная заинтересованность лица для обращения в суд. Когда речь идет об ИА, считается, что субъективная заинтересованность отсутствует (если это не лицо, которому ИА адресован);

— индивидуальный акт не публикуется для всеобщего сведения, следовательно, соответствующие лица не имеют объективных источников для того, чтобы узнать, что акт издан. Предполагается, что индивидуальный акт должен доводиться до сведения лица индивидуально, и после того, как лицо ознакомлено с содержанием этого акта, начинает течь срок/период, в течение которого можно подать жалобу. По общему правилу это 3 месяца; гражданин может подать жалобу в судебном порядке. В административном порядке срока не установлено, но в отношении судебного порядка, предполагается/презюмируется, что если гражданину стало известно о нарушении его прав и интересов, то у него есть три месяца, чтобы подать жалобу .

(5) по правилам действия и последствиям дефектности – ничтожность административного (индивидуального акта), ее последствия могут быть применены только в результате обжалования или отмены, а нормативный акт, содержащий существенные дефекты ничтожен без применения дополнительной процедуры.

Ничтожность ИА никогда не может презюмироваться, т.е. он не может не исполняться со ссылкой на его ничтожность. В отношении НА при определенных ситуациях действует обратное правило. Например, если НА не опубликован для всеобщего сведения, он считается ничтожным и не подлежит применению. Его ничтожность в этом случае рассматривается как общее правило. В отношении ИА такого нет!

Пример: регулирование внешнеэкономической деятельности. Предписание о запрете импорта в РФ конкретного товара из конкретного государства или группы государств. Эти предписания не публикуются, если импортер попытается ввезти партию товара, ему на таможне объяснят, что он не прав, но заранее узнать о существовании, о введении этого запрета он никак не может. В этом отношении гарантия прав частного лица на получение четкой и своевременной информации о том, какие административные предписания он обязан соблюдать, не обеспечена. Понятно, что в случае с регулировщиком это не актуально – когда увидел, тогда требования и выполняешь. Но иногда это действительно проблема.

Общий АА: нет разрешения конкретного дела, нет конкретного круга лиц, нет преодоления путем исполнения.

Формы правовых актов

Какие документы можно отнести к нормативным правовым актам (НПА).

Правовая информация

– массив правовых актов и тесно связанных и ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от кого она исходит, и на что она направлена, можно разделить на 3 вида:

1. Официально -правовая информация, — исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

2. Информация индивидуально-правового характера, — имеющая юридическое значение, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

3. Неофициально -правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствии и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Официальная правовая информация:

подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1. Нормативная правовая информация – совокупность нормативных правовых актов (МПА) .

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

НПА может быть как постоянно действующим, так и временным актом

Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение ( Постановление ГД ФС РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).

Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Юридическая сила НПА— это свойство акта порождать определенные правовые последствия.

Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствие с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на законы РФ и субъектов РФ, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ– НПА, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая Всенародным голосованием.

Читайте так же:  Программа жилье молодым специалистам в сельской местности

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

а) законов РФ о поправках к Конституции РФ;

б) федеральных конституционных законов;

в) федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Подзаконные акты

— это НПА, издаваемые на основе и во время исполнения законов:

1.Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. НПА Президента принимаются, как правило, в форме указов.

2.Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. НПА Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Международный договор

– НПА, регулирующий отношения РФ с иностранным государством или международной организацией

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (если он ратифицирован РФ).

Внутригосударственный договор

– НПА, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а так же между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектов РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Он принимается, как правило, в форме постановлений.

НПА может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Подписанный (утвержденный) НПА должен иметь след реквизиты:

— наименование органа, издавшего акт

— наименование вида акта и его название

— дата подписания (утверждения) акта и его номер

— наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

НПА, изданные совместно с другими органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату

Указ президента РФ №511. 2000 года «о классификаторе правовых актов» (в ред. 2002 №1129, 2005, №736)

Указ президента РФ №2171. 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства»

010.000.000 Основы конституционного строя

020.000.000 Гражданское законодательство и др.

430.000.000 Внешняя политика и международные отношения. Международные договоры.

600.000.000 Решения по кадровым вопросам (назначения и освобождения).

Иная (ненормативная) официально-правовая информация

1.Ненормативные акты общего характера создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

2.Акт официальных разъяснений действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Они обеспечивают единообразное применение законов в судебной практике.

3.Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.п. Они относятся к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении. Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Формы правовых актов

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений.

Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N1009:

НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 № 02-395 определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 № 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах.

По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными.

Если документы являются индивидуально-правовыми актами, т.е. они персонифицированы, то они не носят нормативного характера.

1.2 Неофициальная правовая информация

— представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.

Она подразделить на следующие группы:

— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и др.);

— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и др.);

— образцы деловых бумаг;

— научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, используются при реализации правовых норм.

Источники


  1. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  4. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
  5. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
Чем отличается нормативно правовой акт от ненормативного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here